Архангельская область ч.4 - Хоренян Павел [entries|archive|friends|userinfo]

Хоренян Павел
[Tags|, , ]

Кенозерье

Кенозерский национальный парк расположен в юго-западной части Архангельской области, на стыке Плесецкого и Каргопольского районов.
В парке около 300 озер, но размерами выделяются два – Кенозеро и Лекшмозеро. Оба озера давно обжиты людьми, а в окрестностях сохранилось много памятников архитектуры.

Каждое утро (примерно в 11:40) из Плесецка в парк ходит маршрутка. Сначала едем до Конево, затем по сельским тропам до деревни Вершинино – "столицу" Кенозерья.
Приехав в Вершинино, первым делом я заглянул в информационный центр, чтобы купить карту местности и узнать про туристические тропы. Я планировал пройти пешком по транскенозерской тропе и добраться из северного сектора парка в южный, но не знал в каком состоянии находится этот маршрут – в интернете про него почти нет информации. Мужик в офисе тоже оказался не очень полезен – по всей видимости тропа не пользуется популярностью у туристов и он про нее знал очень мало. Ну что ж, придется идти в неизвестность.
Расспросив про прочие маршруты и достопримечательности, я оплатил завтрашнюю экскурсию по южным берегам Кенозера и пошел искать жилье.
Ночевать в местных гостиницах мне не хотелось, а идти в кемпинг было далековато, поэтому я поселился у местных жителей, в деревенском домике.

Помимо природы, главная достопримечательность парка – это знаменитые кенозерские часовни, разбросанные по берегам озер. Нигде в России нет такой концентрации часовен, как в Кенозерье – на сегодняшний день их сохранилось около 40 штук!

Никольская часовня возвышается над поселком Вершинино.

Сегодня никаких экскурсий не планировалось, поэтому я заплатил одному из сотрудников парка, чтобы поездить по интересным местам в северной части Кенозера.

В Кенозерье продолжают жить люди.

На берегах озера до сих пор осталось много деревень, но не все они сегодня живы. В 60-х годах большевиками было принято решение об их расселении: если деревня признавалась неперспективной, то жителей переселяли в более крупные поселки и города. Так берега Кенозера начали постепенно пустеть.

Глазово.

На противоположном берегу – Федосино.

Внутренное убранство часовни.

Тут же недалеко Рыжково.

На следующий день началась экскурсия. Туристы собрались на причале, сели в Зарю и поехали осматривать достопримечательности. По пути экскурсовод рассказала, что год назад Андрей Кончаловский снимал в Кенозерье фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына".

Сначала высаживаемся на остров Медвежий.

Часовня.

Дальше причаливаем в Зихново.

Здесь сохранился аутентичный поморский дом-двор, не вывезенный в Малые Корелы.

Деревенская часовня

Небеса этой часовни – самые древние в Кенозерье.

Финальный пункт нашего небольшого тура – Тарышкино.
Здесь находится 2 часовни, спрятанные в лесу. Одна из них – часовня "Крест" – является самой маленькой в России.

Вторая, наоборот, одна из самых крупных в Кенозерье.

На этом экскурсия закончилась, но мне было не очень удобно начинать маршрут из Тарышкино. Я попросил капитана сделать еще одну незапланированную остановку и высадить меня в селе Горбачиха, благо, оно было недалеко.

Причалив к Горбачихе, я зашел в единственный жилой дом деревни, чтобы спросить дорогу.
Сестры Ирина и Татьяна встретили меня чаем с пирожками. Оказалось, что обе снимались у Кончаловского. Режиссер на память даже подарил им свою полную коллекцию фильмов и автобиографию.

Мы начали обсуждать съемки фильма и творчество Кончаловского и я задержался в гостях на полтора часа дольше, чем планировал.
Позже выяснилось, что в Горбачихе тоже есть красивая часовня, но я ее каким-то образом упустил из виду.

Сестры пожелали мне удачи в пути и сказали, что дальше дороги фактически нет и сами они ей ни разу не пользовались.
Транскенозерская тропа – это маршрут, протяженностью 27 км. Он проходит по исторической дороге, по которой шло освоение территории древними новгородцами в 12-14вв.

На сегодняшний день тропа действительно находится в очень запущенном состоянии:

По пути есть пара развилок, но нигде нет указателей

Также мне неоднократно приходилось искать заросшую тропу, чтобы не сбиться с пути.

Теряться мне было крайне нежелательно, потомучто МТС в Кенозерском парке не ловит. Я был без связи с внешним миром.

Кто-то оставил ботинки.

Приходилось брызгаться спреем каждые 15 минут, иначе комары и мошки съели бы меня заживо.

Пару раз встречались туристические стоянки. По идее, ночевать разрешено только здесь. Вчера в туристическом офисе мне пришлось оплатить одну ночевку в парке, но по пути я так и не встретил ни одного проверяющего.

Наконец на горизонте появился Порженский погост. Слава богу – значит я не сбился с пути и не заплутал.

Почайковав со строителями, восстанавливающими погост, я пошел дальше.
Ближе к вечеру я пришел в Думино, где проживали волонтеры, облагораживающие окружающую среду. Мы вместе поужинали, я поставил палатку рядом с их домом и лег спать.

На следующий день я наконец вышел в Масельгу, затем поймал попутку и доехал в деревню Морщихинская – южную столицу парка.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: www_dikinet
2014-10-23 03:50 pm (UTC)
Хороший пост.
[User Picture]From: kirillfedorov4
2014-10-23 04:44 pm (UTC)
Удивительное место. Кстати, теплоход "Заря" - сейчас огромная редкость, мало где остались в эксплуатации. В основном в Омске (на Иртыше), и в Кемеровской области на Томи.

Edited at 2014-10-23 04:45 pm (UTC)
[User Picture]From: khorenyan
2014-10-23 05:20 pm (UTC)
Кстати, в городе Онега тоже есть Заря - ходит на противоположный берег (см. предыдущий пост).
[User Picture]From: roman_smirnov
2014-10-23 04:45 pm (UTC)
Сразу узнал места из фильма "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына".

Очень интересно было посмотреть фотографии!
[User Picture]From: khorenyan
2014-10-23 05:21 pm (UTC)
Я в ближайшее время обязательно буду смотреть. Сестры рассказали, что Кончаловский снимал в Горбачихе примерно 10 дней. Без сценария, без ничего - просто импровизировал на ходу, снимал скрытой камерой итд итп.
[User Picture]From: foranswers
2014-10-23 05:26 pm (UTC)
Павел, хорошо снято. Спасибо.
Лес, по которому шли новгородцы, похож на новгородский)

Edited at 2014-10-23 05:27 pm (UTC)
[User Picture]From: khorenyan
2014-10-23 05:31 pm (UTC)
Там главное ни на секунду не останавливаться, а то съедят :))
[User Picture]From: starina_chuk
2014-10-23 05:42 pm (UTC)
Спасибо за интересный пост о замечательном месте!
[User Picture]From: drunkdick
2014-10-23 06:26 pm (UTC)
Только вчера посмотрел этот фильм Кончаловского, а тут опа, знакомые тетушки
[User Picture]From: ronin336
2014-10-23 09:23 pm (UTC)
Срочно покупайте гармин, желательно 650. В Питере серый можно за 15 взять.
[User Picture]From: khorenyan
2014-10-24 08:51 am (UTC)
Пока еще не было острой необходимости, но в будущем скорее всего придется купить.
[User Picture]From: ronin336
2014-10-24 11:39 am (UTC)
Необходимость данных девайсов понимаешь после покупки, когда резко разширяются возможности. Например, совершенно спокойно лезешь вглубь леса не думая о том, что можешь заблудиться.
[User Picture]From: saarem
2014-10-29 04:01 pm (UTC)
достаточно оффлайн карты на телефоне, жпс везде ловит без мобильной связи. так что гармин нах, особенно за 15
[User Picture]From: ronin336
2014-10-29 04:10 pm (UTC)
Жпс на телефоне без связи ловит плохо и долго, особенно если в лесу. Гармин ловит моментально. Я уже не говорю про то, что гармин пишет трек и заблудиться в лесу невозможно- всегда можно выйти обратной дорогой. И как я заметил, критикуют гармин те, кто никогда им не пользовался. Те, кто хоть раз имел с ним дело на телефон его не меняют почему то.
[User Picture]From: saarem
2014-10-29 04:37 pm (UTC)
на моём смартфоне программа есть, она пишет трек, и таких десятки. есть компас. жпс ловит сразу, в конце концов десять сеунда подождать не проблема. всегда можно посмотреть разные карты-гугл, яндекс, maps with me. доп аккумулятор и вопрос решён на 100%, вообще не пойму, зачем для навигатора таскать ещё приблуду какую-то с деревянным тачскрином. на карте можно заранее поставить точки осмотра, что облегчает поиск достопримечательностей на местности. прямо в компе ставлю через браузер, в телефоне потом на местности обхожу. ладно бы гармин этот стоил тыщу-две, а то пятнатдцать! вы бы ещё пейджер похвалили.
[User Picture]From: saarem
2014-10-29 04:38 pm (UTC)
ксати мобильная связь и жпс вообще никак не связаны один с другим, часто на воде отключаю мобильную связь вообще и только по жпс работаю, никакой разниццы нет.
[User Picture]From: ronin336
2014-10-29 05:46 pm (UTC)
Вот не надо байки рассказывать про моментальное ловение жпс телефоном. Если включен инет- да, если связи нет (а речь про такие случаи) и человек находится в лесу вероятность поймать спутник мизерная. К тому же энергию при включённом жпс и записи трека телефон жрёт неимоверно, хватит на несколько часов и всё.
[User Picture]From: saarem
2014-10-30 08:27 am (UTC)
ой ну не знаю каким китайским говном вы ползуетес, говорю как есть: когда летом катаюсь на моторной лодке, у vtyf samsung galaxy 4 отключаю сеть и использую только gps, батарейки хватает как обычно. в рюкзаке при этом лежит планшет sony tablet я, в котором вообще нет sim карты, он лежит в рюкзаке и записывает трек за день. батарейка этого вообще не замечает. вы сильно ошибаетесб. батарею сажает мобильная связь с низким уровнем сигнала, тк заставляет телефон излучать на повышенной мощности. а пассивно принять gps сигнал энергии тратится капелюшечку.
[User Picture]From: ronin336
2014-10-30 11:29 am (UTC)
У меня сони иксперия зед, говном его назвать трудно). И вы помоему уже всё сказали- как можно сравнивать воду и лес?!! Если бы вам пришлось путешествовать в лесу, где вопрос местонахождения если не жизни и смерти то лишнего мозгоебательства вы бы поняли для чего существуют гармины. Конкретно- я люблю ездить на велосипеде, у меня достаточно хороший кантрийный двухподвес что бы проезжать по разному бездорожью, если раньше мне приходилось делать массу лишних движений и при этом зачастую я не мог определить где я нахожусь, сейчас я просто еду куда хочу вообще не думая о дороге, а гармин очень удобно держится на руле. Кроме этого основного плюса- моментальное определения местонахождения у гармина есть также масса плюсов поменьше, что в целом и определяет его цену. Вы серьёзно думаете, что тысячи людей, покупающих эти девайсы, полные идиоты и не знают про жпс на смартфонах?)
From: (Anonymous)
2016-08-19 11:19 am (UTC)
Не все смарты хорошо работают с жпс, даже фирменные. При покупке смарта надо уточнять этот момент у тех, кто уже купил эту модель. Нормальный Смарт, даже китайский, ловит спутники не хуже гармина в любом лесу. А лохи, поющие гимны своим дорогущим игрушкам, просто оправдывают свою глупость и не хотят понять очевидных вещей. Есть ниша, где гармин незаменим, но для пеших прогулок в лесу он точно не нужен.
[User Picture]From: livejournal
2014-11-13 06:05 am (UTC)

Архангельская область ч.4

Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в своей записи «Архангельская область ч.4» в контексте: [...] Оригинал взят у в Архангельская область ч.4 [...]
[User Picture]From: livejournal
2015-01-04 09:00 am (UTC)

Дерево - 2014. Итоги года. Реставрация

Пользователь sergei_kulikov сослался на вашу запись в своей записи «Дерево - 2014. Итоги года. Реставрация» в контексте: [...] [...]
From: (Anonymous)
2015-12-13 11:05 am (UTC)
Фотографии больно низкого качества. А в общем нормально с рассказом.